Главная   /   
   /   Национальные символы Чехии

Чешская крона. Курс на 19.03.24
 10 CZK = 39.8315 RUR 

Национальные символы Чехии

Самый известный символ Чехии это - пиво. К пиву здесь отношение особое. Тут не встретишь человека, потягивающего его на ходу. Этот напиток не терпит спешки, суеты. Он требует долгого застолья и задушевной компании.

Если чехи и пьют пиво на улице, то в специально отведенных местах, в так называемых «пивных садах», за столами, на скамейках, культурно.
 
Тут редко встретишь пьяного. А ведь пива в пересчете на душу населения Чехия потребляет больше всех в мире, опережая даже такую пивную державу, как Германия. Здесь на каждого из 10 млн. граждан в год приходится 162 литра.
Мест, где можно все эти литры употребить, в Чехии более чем достаточно. В относительно небольшой Праге сотни пивных баров и ресторанов.
Пивная «У Флеку» — одна из старейших. Пивоварня, а при ней трактир, открылась в 1499 году. В ресторане несколько просторных залов и внутренний дворик, заставленный темными, дубовыми скамейками и столами. Подают «У Флеку» исключительно темное пиво. Святой Вацлав, покровитель чешских пивоваров, смотрит на посетителей с большой симпатией.
Пиво в Чехии пьют не обязательно из стеклянных, широко используются и керамические кружки. Подается оно обязательно охлажденным до 6-10 градусов. При этой температуре раскрываются все его качества. Правильно наполнить кружку — целое искусство. Не всякий бармен им владеет. Пены в ней должно оказаться не больше и не меньше, чем велит традиция. Зачем стране, где пиво любят все поголовно, иметь еще отдельно Общество любителей пива, не очень понятно, но оно в Чехии есть. Как писал Марк Твен: «Сорта пива в той же степени не похожи друг на друга, в какой хохлатки во дворе». В Чехии, действительно, чуть ли не в каждом городе есть своя пивоварня, и все они делают разное пиво.
Вне зависимости от цвета пива один из главных  его компонентов — хмель. Плантаций хмеля в Чехии много. Есть у него что-то общее, с виноградной лозой. Он и принадлежит, как виноград, к роду многолетних лиан. Хмель тянется вверх по вертикально натянутому шпагату. За полгода растение вымахивает на 10 метров. Бродишь по таким зеленым галереям и диву даешься: до чего же мощное растение. На зиму его стебель отмирает, а весной вырастает новый. Урожай собирают в июле — августе, когда хмель цветет.
В пиво идут женские соцветия. На их чешуйках расположены такие железки, в которых содержатся ароматические  дубильные вещества. Они-то и придают вкус пиву. Благодаря им пиво становится пивом.
Здешний хмель столь высокого качества, что его покупают даже пивовары Германии. Это растение и придает пиву характерную приятную горечь.
Город Хумполец славится своими пивными традициями. В 1838 г. местные любители пива вылили на городскую площадь 36 бочек с пивом. Оно показалось им не очень хорошим. Видимо, мера эта оказалась действенной. С тех пор пиво здесь варят отменного качества.Воду для хумбольского пива берут из артезианского колодца, находящегося за городской чертой. Качества она отменного, что для пива имеет определяющее значение.
Завод вырос их небольшой пивоварни, основанной еще в XVI веке. Солод — продукт, без которого невозможно  сварить пиво. По сути, это пророщенный ячмень. Проращивают его на специальных солодовнях. На завод же солод поступает уже в готовом виде, без зеленых росточков. Из обычного солода варят светлое пиво. Из обжаренного —  темное.
Настоящие ценители не мешают пиво разных сортов, тем более не запивают им водку или другие крепкие напитки. Так что «пиво без водки — деньги на ветер», это точно не про чехов. На местных пивоварнях совсем не варят пива с ягодным вкусом. Чехи в этом смысле консерваторы. Да и до темного пива они не большие охотники —  предпочитают классическое, светлое. Вяленая рыба, чипсы, орешки в местных пивных тоже не пользуются популярностью. В России скажут: «Без закуски — это пьянство». А здесь не обязательно. Можно просидеть весь вечер и пить только пиво. Но уж если хотят закусить, то, как правило, заказывают какую-нибудь сосиску. Сосиску с горчицей.
Пивная «У Флеку», думаю, единственная в Праге, где вам не предложат хумбольского. Здесь варят собственное пиво — темное.
Официанты бегают по залу с тяжелыми подносами, уставленными «пулитрами». Так здесь называют пивные  кружки. Число выпитых «пулитров» официант отмечает черточками на бумажке, лежащей перед клиентом. Есть молодцы, которые умудряются выпить 8-9 кружек за вечер.
Чехи говорят: «Лишь пиво делает жажду прекрасной». Первую кружку они выпивают быстро. А все последующие — с чувством, с толком, с расстановкой. Вкус напитка по-настоящему раскрывается лишь со второй, третьей кружки.
Но в Чехии редко кто останавливается на этом рубеже — уж больно хорошее здесь пиво. Кстати, качество напитка можно проверить, даже его не пробуя. Осторожно положите на пену легкую монетку. Если она, прежде чем пойти ко дну, какое-то время будет оставаться на поверхности, значит, пиво, как говорят в рекламе, «правильное». 
Впрочем, в Чехии такие опыты можно не ставить. Ни один местный пивовар не позволит себе схалтурить. Ведь пиво здесь — национальный символ.
 
 
Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха явяляется самой знамениой досторимечательностью в Праге и всегда был доминантным местом города, а также символом Чехии. На его месте ранее стояла романская ротонда, которую основал князь Вацлав в 935 году, а потом там же был захоронен. В 1060 году князь Спытигнев ее разрушил и на этом месте построил трехярусную романскую базилику, которая здесь стояла до 1344 года (остатки базилики и ротонды видны через решетку с южной стороны собора). По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, котрого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо - черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.

Строительство главного храма королевства начал Карл IV в связи с повышением пражского епископства на архиепископство. Он был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как главный город Чехии; Град - как основа Праги; собор Святого Вита - как главный храм Града. Проект подготовил француз Матье из Арраса. Деньги для строительства Карл IV доставал самыми разными способами: брал десятину с серебродобытчиков и налоги с церквей, наладил продажу индульгенций.

Проект был задуман с таким размахом, что постройка растянулась на 600 лет. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Первым этапом строительства готического собора (1344-1352) руководил французский архитектор Матиаш из Арраса. После его смерти продолжить строительство Карл позвал 24-летнего Петра Парлержа из Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399 годах он возвел капеллы обхода хора, лестницу, свод пресвитерия и нижнюю часть главной башни с Золотыми воротами. Скульптурная отделка интерьера, как полагают, тоже выполнена в мастерской Парлерж. Вместе со своим предшественником мастер был похоронен в северной части собора.

Сыновья Парлержа Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались Гуситские войны (1406). К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество "погибнуть перед башней святовитской". Вацлав толковал слово "перед" двояко - как "перед башней на площади" или "перед тем, как она будет закончена", поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инфаркт. Хитрое пророчество таки сбылось. А башню достроили только в 1562 году; архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. Нынешним своим барочным обликом эта крыша обязана Пакасси (1770).

В 1873 г. началась реставрация старой части собора и достройка его западной части. Строительство трех-нефного объема и западного фасада с двумя башнями было осуществлено архитекторами И. Мокером и К. Гильбертом на основе тщательного изучения сохранившихся чертежей П. Парлержа. Строительство было закончено в 1929 г. Длина собора 124 м, высота главной башни — 96,6 м. Сегодня в собор можно войти через бронзовые двери западного фасада. На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе. На витраже-розе изображена сцена «Сотворение мира» (автор Фр.Кисела; 1921). В интерьере прежде всего поражают большие витражи, исполненные ведущими чешскими художниками М. Швабинским и А. Мухой. В трифории (закрыт для посещений) над арками боковых нефов находится галерея с членов королевской семьи, выдающихся архитекторов и всех, внесших вклад в строительство собора. Бюсты отлиты в мастерской Парлержа. Один из них, изображающий самого архитектора, считается первым автопортретом в истории европейского искусства. Собор Св. Вита был одновременно и епархиальным храмом, и усыпальницей светских правителей. Господствующее положение в интерьере с 28 несущими колоннами занимает готический Главный алтарь. Перед ним находится Королевский саркофаг из белого мрамора, созданный Александром Коллином в 1566— 1589 гг. и образующий надземную часть усыпальницы.

В средние века в храм входили через Золотые ворота, которые ведут в поперечный неф между главной башней и капеллой Св. Вацлава. Это одно из важнейших творений Петра Парлержа. Их украшает восстановленная мозаика 1370 года с изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры - из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы. Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры и уроды. Имеется в виду, что вся нечисть находится вне пределов церкви и под контролем: помогает отпугивать другую нечисть, а заодно работает водостоками. Среди всего прочего на стенах можно разглядеть послания типа: "Гонза и Пепик были здесь в марте 1853 года". В 96-метровой башне с готическим основанием, достигающим высоты 58 м, находится самый большой колокол Чехии "Зикмунд" (18 т), отлитый в XVI веке. Часы на башне - хайтек Рудольфа II: на одном циферблате показывают целый час, а на другом, пониже, - каждую четверть часа.

По периметру собора - 21 капелла. Наибольшее культурное и историческое значение имеет капелла Св. Вацлава над могилой принца-мученика. Надгробие князя было собрано из кусочков и отреставрировано в начале XX века. Нижнюю часть стены часовни украшают 1300 самоцветов, верхнюю - сцены из жизни св. Вацлава. Средняя часть посвящена сценам Страстей Господних. Статуя Св. Вацлава исполнена Парлержем. В обходе хора расположены капеллы с надгробиями, изготовленными также в мастерской Парлержа. Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии. Собрание драгоценностей включает королевскую корону, жезл, державу, шитое золотом парчовое одеяние, епитрахиль и пояс. Корона Св. Вацлава (1346 г.) украшена изумрудами, рубинами, жемчугом и шестью из девяти самых крупных сапфиров мира. Держава из листового золота инкрустирована эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. Жезл относится к 16 в., отделан резьбой, эмалью, жемчугом, сапфирами и рубинами. Королевские регалии были помещены в Собор Св. Вита в соответствие с папской буллой Климента V и коронационным кодексом Карла IV в 14 в. и покидали его только трижды в периоды военной угрозы. В отличие от них самая новая реликвия чешского государства — бронзовая доска в память о событиях 1989 г., приведших к падению коммунистического режима в Чехословакии, — легкодоступна для обозрения в часовне Шварценбергов. По праздничным дням звучит древний орган, украшенный орнаментом в стиле рококо (1757 г.). Возведенный как духовный символ государства, собор Св. Вита и сегодня сохраняет значение национальной святыни. мировой войны. Снаружи в их честь поставили стелу из цельного куска гранита высотой 16 метров.
 
 
Еще один широко известный символ Чехии это бравый солдат Швейк — сатирический персонаж, придуманный чешским писателем Ярославом Гашеком; главный герой романа «Похождения бравого солдата Швейка». Прототипом послужил Франтишек Страшлипка; также многие похождения Швейка носят автобиографический характер.

Йозеф Швейк, чешский торговец собаками, которого уже один раз выгнали из армии по слабоумию, вновь призван в армию в качестве пушечного мяса для Первой мировой войны. Притесняемый бюрократами, полицией, докторами, «проигранный» одним офицером другому, жизнерадостный, разговорчивый и простодушный солдат неохотно следует своему невезучему, но полному приключений и забавных ситуаций, пути на передовую.

Швейк — просто кладезь различного рода историй, баек, взятых им из его полной приключений жизни.

 

 

 

 


А
Б
В
Г
Д
Е
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Э
Ю
Я